Неточные совпадения
Для традиционного интеллигентского сознания
существовала ценность
добра, справедливости, блага народа, братства народов, но не
существовало ценности национальности, занимающей совершенно особенное место в иерархии мировых ценностей.
Для такого сознания не
существовало национальности и расы, исторической судьбы и исторического многообразия и сложности, для него
существовали лишь социологические классы или отвлеченные идеи
добра и справедливости.
— Вот, отец протоиерей, — начинал Гаврило при общем молчании, —
существует, кажется, текст: «Блажен, иже и по смерти творяй ближнему
добро».
Впрочем, и сам Галактион начинал уже терять сознание разницы между промышленным
добром и промышленным злом. Это делалось постепенно, шаг за шагом. У Галактиона начинала вырабатываться философия крупных капиталистов, именно, что мир создан специально для них, а также для их же пользы
существуют и другие людишки.
Те, что отвергают Бога на том основании, что зло
существует в мире, хотят насилия и принуждения в
добре, лишают человека высшего достоинства.
Таким образом, мы можем повторить наше заключение: комедиею «Не в свои сани не садись» Островский намеренно, или ненамеренно, или даже против воли показал нам, что пока
существуют самодурные условия в самой основе жизни, до тех пор самые
добрые и благородные личности ничего хорошего не в состоянии сделать, до тех пор благосостояние семейства и даже целого общества непрочно и ничем не обеспечено даже от самых пустых случайностей.
Добрый друг мой, сколько мог, я вам, одним вам, высказал мои мысли по совести; вы меня поймете. Между тем позвольте мне думать, что одно письменное участие ваше представило вам нечто в мою пользу; в заключение скажу вам, что если бы и могли
существовать те чувства, которые вы стараетесь угадать, то и тогда мне только остается в молчании благоговеть пред ними, не имея права, даже простым изъявлением благодарности, вызывать на такую решимость, которой вся ответственность на мне, Таков приговор судьбы моей.
—
Существует он, — продолжал Николай Силыч, — я полагаю, затем, чтобы красить полы и парты в гимназии. Везде у
добрых людей красят краскою на масле, а он на квасу выкрасил, — выдумай-ка кто-нибудь другой!.. Химик он, должно быть, и технолог. Долго ли у вас краска на полу держалась?
— И прекрасно, что ты не препятствуешь; мы примем это к сведению. Но вопрос не в этом одном. Ему необходимо
существовать в течение пяти лет академического курса, и ежели он, ради насущного труда, должен будет уделять
добрую часть времени постороннему труду, то это несомненно повредит его учебным занятиям… ты понимаешь меня?
Заведение
существовало уже с давних пор и всегда славилось тем, что выходившие из него девицы отличались
доброю нравственностью, приятными манерами и умели говорить un peu de tout.
Сенокос обыкновенно убирается помочью; но между этою помочью и тою, которую устраивает хозяйственный мужичок,
существует громадная разница. Мужичок приглашает таких же хозяйственных мужиков-соседей, как он сам; работа у них кипит, потому что они взаимно друг с другом чередуются. Нынешнее воскресенье у него помочь; в следующий праздничный день он сам идет на помочь к соседу. Священник обращается за помочью ко всему миру; все обещают, а назавтра
добрая половила не явится.
Платя дань веку, вы видели в Грозном проявление божьего гнева и сносили его терпеливо; но вы шли прямою дорогой, не бояся ни опалы, ни смерти; и жизнь ваша не прошла даром, ибо ничто на свете не пропадает, и каждое дело, и каждое слово, и каждая мысль вырастает, как древо; и многое
доброе и злое, что как загадочное явление
существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и темных недрах минувшего.
Так что же привело этих-то, не имеющих от этого никакой выгоды, принужденных своими руками делать все эти страшные дела,
добрых людей, от которых зависит всё дело, что привело этих
добрых людей в то удивительное заблуждение, при котором они уверились, что существующий невыгодный, губительный и мучительный для них порядок и есть тот самый порядок, который и должен
существовать?
Однако, чего
доброго, вы упрекнете меня в брюзжании и преувеличениях. Вы скажете, что я нарисовал такую картину жизни, в которой, собственно говоря, и существовать-то нельзя. Поэтому спешу прибавить, что среди этой жизни встречаются очень хорошие оазисы, которые в значительной мере смягчают общие суровые тоны. Один из таких оазисов устроил я сам для себя, а следовательно, и всем прочим не препятствую последовать моему примеру.
Родом из сибиряков, неизвестно как и на что
существовавши в университете, Перехватов, тем не менее, однако, кончив курс, успел где-то добыть себе пять тысяч; может быть, занял их у кого-нибудь из
добрых людей, или ему помогла в этом случае его красивая наружность…
Впрочем, для нее не
существовало ни света, ни тьмы, ни худа, ни
добра, ни скуки, ни радостей; она ничего не понимала, никого не любила и себя не любила. Она ждала с нетерпением только выступления партии в дорогу, где опять надеялась видеться с своим Сережечкой, а о дитяти забыла и думать.
Существуют еще раздраженные в таком роде: К* (вы это наверное знаете), весь не стоит десяти копеек; между тем, приятели или
добрые люди хлопочут за него, отбивают себе пятки в приемных сильных мира сего, и выхлопатывают ему место с восемью стами рублей серебром жалованья.
Для того, чтобы жить
доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твое тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не
существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.
Итак, мыслимое по противоположности с
добром по сущности не
существует, так как что не
существует само в себе, то не
существует совсем; следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия» (In eccles.
Дары ангельские и в них не изменились, хотя сами они уже не видят их, но насколько они
существуют, они причастны
добру, ёк αγαθού είσι, а насколько злы, постольку и не
существуют, καθ δ ουκ είσιν, и, стремясь к не-сущему, стремятся ко злу (IV, 23) [Ср. там же.
Он не имеет склонности к чему-нибудь, ибо не
существует перед ним ничего, к чему Он мог бы склониться, ни
доброе, ни злое...
Отсюда все, что порождает различие родов, видов, что создает разницы и свойства, все, что
существует в возникновении, гибели, изменении и перемене, — есть не сущность, не бытие, но состояние и определение сущности и бытия, а это последнее есть единый бесконечный, неподвижный субстрат, материя, жизнь, душа, истинное и
доброе.
Но раз возникнув, зло, как и
добро, становится многочастно, многообразно и многолико, оно
существует уже и как космическое начало, — зло в природе, и как антропологическое, — злая воля в человеке.
Если
добро противоположно злу, то
существует много причин зла, не только причины и силы, вызывающие зло, но и бессилие, слабость, несогласное смешение неподобного.
Он не имеет склонности к чему-либо, ибо перед Ним не
существует ничего, к чему бы Он мог склониться, ни
доброе, ни злое.
Для христианства в социальной области нет ни безусловного зла, ни безусловного
добра, как они
существуют здесь для гуманизма, а поэтому ни одна из мер гуманности, осуществляемых усилиями прогресса, не имеет для него безусловной ценности сама по себе — ни отмена рабства, ни падение крепостного права, ни всякая конституция и «свободы».
— «Зло не
существует само по себе, а является с лишением
добра;
добро же всегда неизменно пребывает твердым и неподвижным и составляется без всякого предварительного лишения чего-нибудь.
Безусловного
добра в плоскости относительного, в которой только и знает его гуманизм, вообще не
существует, ибо решающим все-таки является лишь религиозный коэффициент.
То, что
существует,
существует лишь по силе
добра, столь преизбыточной, что может восполнить даже отрицание и отрицательное (στέρησις και τα έστερημένα); то же, что совсем лишено блага, не может
существовать…
Зла же как такового (αΟτόκακον) не
существует ни в сущем, так или иначе стремящемся к
добру, ни в не-сущем…
Мнимая мораль без религии, может быть, помогает вести добропорядочный образ жизни, поступать правильно, уклоняться от зла, но только из страха перед наказанием в чувственном мире, а совсем не из любви к
добру, и
существует из самой себя (нем.).
Ведь и последнее мы делаем по мотивам, никто ведь не делает того, что делает, имея в виду зло, ибо зло не имеет лика, но лишь лжелик (παρυπόστασιν),
существует ради
добра, а не ради себя самого.
Этика
существует только для того, кто хочет быть этичным, но она совершенно не писана для insanitas moralis [Морально невменяемые (лат.).], также как и для святости, т. е. для всех тех, кто находится по ту сторону
добра и зла, выше или ниже этики.
Зло является в этом смысле акциденцией (κατά συμβεβηκός),
существуя ради другого, но не по собственной причине, ибо возникновение кажется правым, возникая ради
добра, в действительности же неправо, ибо мы неблагое принимаем за благое…
Оно не может поэтому иметь самостоятельного значения,
существуя исключительно насчет блага, «приставая и прилепляясь к его природе»: ex bono oritur malum, пес fuit omnino unde oriri posset, nisi ex bono [Зло происходит от
добра, и ни от чего иного, как от
добра возникнуть не может (лат.).] [De nupt. et concup.
ЕСИ, синтетическое религиозное суждение a priori, есть единственная опора религии, без которой она не
существует, подобно тому как искусство не
существует без красоты или мораль без различия
добра и зла.
«Итак, мыслимое по противоположности с
добром по сущности не
существует, так как что не
существует само в себе, то не
существует совсем: следовательно, зло есть не бытие, а отрицание бытия. Мы понимаем зло не как нечто самостоятельное в нашей природе, но смотрим на него, как на отсутствие
добра» [См. Несмелое, цит. соч. 407–410, 500.].
Это писано в 1902 году, когда Толстой давно уже и окончательно утвердился в своем учении о смысле жизни в
добре. «Святые, каких можно себе только вообразить», разумеется, всего полнее осуществили бы на земле тот «смысл
добра», о котором мечтает Толстой. Тем не менее он предпочитает грешное современное человечество, лишь бы
существовали дети. Очевидно, в детях есть для Толстого что-то такое, что выше самой невообразимой святости взрослого. Что же это?
Не
существует абсолютных норм
добра и зла.
— Да, ты постоянно резок; даже уж очень резок, — вмешался Евангел и пояснил мягко, что хотя замеченный Форовым раздел действительно как будто
существует, но в этом виновата не природа, для которой нет оснований обделять прекрасное тело
добрыми свойствами, а виноваты в том люди, потому что они красавицам больше прощают, больше льстятся и тем кружат им головы и портят сердца, делают их своенравными, заносчивыми, и тогда уж плохо тем, кому придется с такою женщиной жить.
Не
существует предустановленной гармонии бытия, единства целого, как истины,
добра, справедливости.
Столкновение
добра и зла, как и столкновение ценностей,
существует лишь для личности.
Она в скрытом виде
существует даже в том цитированном уже готтентоте, который на вопрос, что такое
добро, ответил: «Это, когда я украду чужую жену», а на вопрос, что такое зло, ответил: «Это, когда украдут мою жену».
Надчеловеческого и внечеловеческого идеального
добра и идеальных ценностей, неподвижных и вечных, не
существует.
Для него перестает
существовать мир сущих идей и остается только мир идей о сущем, нет уже Бога, но есть разнообразные идеи о Боге, которые он исследует, нет уже сущего
добра и зла, но есть разнообразные идеи о
добре и зле и т. д.
Пока
существует различение
добра и зла, а следовательно, наше посюстороннее
добро, необходима борьба, неизбежно столкновение противоположных начал и сопротивление, т. е. упражнение человеческой свободы.
Существует ли райское «
добро» и
существует ли «
добро» в Царстве Божьем?
Зло
существует лишь в человеке, в целом же
существует лишь
добро.
Но не имеет никакого смысла образовывать понятия и идеи о
добре, которое не
существует, как не имеет смысла беспредметное познание, не связанное ни с какой реальностью.
В самом же деле, хороши они или дурны, но они есть наблюдения того, что
существовало и было, а не выдумка, не тенденциозное фантазерство фракционистов, которым чуть не удалось оклеветать
добрых и спокойных людей.